Ранняя профориентация детей в ДОУ

Одним из приоритетных направлений ДОУ на протяжении двух лет является организация работы в дошкольной образовательной организации по ранней профориентации детей.

В данном направлении достигнуты результаты:

  1. На базе нашего детского сада проведено исследование по теме «Организация ранней профориентации детей в системе дошкольного образования», автор исследования старший воспитатель С.С. Сидельникова.
  2. В опытно-экспериментальной деятельности приняли участие 80 воспитанников младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп, 12 воспитателей, 76 родителей воспитанников.
  3. На формирующем этапе была разработана и реализована модель организации ранней профориентации детей в системе дошкольного образования, схема модели отражена на рисунке 1.

Цель: создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, положительного отношения к разным видам труда.

Задачи:

  • создать в ДОУ нормативно-правовую базу деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей;
  • обеспечить методическое сопровождение педагогов по организации профориентационной работы в ДОУ;
  • обеспечить повышение квалификации педагогических работников МБДОУ (разработать программно-методический комплект, обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по формированию у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности);
  • создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;
  • организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  • создать систему взаимодействия, социального партнерства с иными организациями по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

С целью определения эффективности, проводимой нами работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов, отношения родителей (законных представителей), уровня совершенствования развивающей предметно-пространственной среды профориентационной направленности, с целью изучения динамики уровня сформированности у детей положительного отношения к труду, профессиям взрослого, на контрольном этапе проводилась повторная диагностика.

Результаты показывают явно намеченные положительные изменения воспитателей в отношении профориентационной работы в ДОУ.

Обобщенный анализ результатов данного диагностического исследования показал:

– значительная часть педагогов (78%) владеют пониманием и содержанием современных форм, средств, методов профориентационной работы с детьми дошкольного возраста;

– четко дают определение процессу профориентации в ДОУ;

– все педагоги вовлекают родителей в процесс профориентации через разнообразные формы: индивидуальные беседы, встречи с «Интересными людьми» с целью ознакомления с профессией родителей, в результате оформляются альбомы «Где родился, там и пригодился», «Профессия моих родителей»;

– педагоги указывают известные им парциальные образовательные программы профориентационной работы с дошкольниками.

В результате анализа повторного анкетирования родителей, мы получили следующие данные:

– увеличился процент от числа родителей, которые стали чаще рассказывать детям о своей профессии, профессиях своих родителей;

– все опрошенные родители беседуют с детьми о разных профессиях, не выявлено тех родителей, которые не поддерживают мечты и желания своего ребенка о будущей профессии – 0%, по сравнению с констатирующем этапом – 20%;

– многие родители увидели значимость развития увлечений, способностей, склонностей к той или иной деятельности, таким образом, они понимают, что выбор будущей профессии будет выбором самого ребенка, процентное соотношение увеличилось 42%;

– изменилось процентное соотношение между необходимостью проводить или не проводить в ДОУ профориентационную работу, на контрольном этапе ответили «Нет» – 0%, на констатирующем ответили «Нет» – 15%;

– родители считают, что раннее знакомство с миром профессий поможет ребенку в процессе самоопределения и скажется на окончательном выборе профессии, процент ответов «Да» увеличился на 37%;

– на контрольном этапе родители увидели результат о проделанной работе с детьми, эффективном взаимодействии с ДОУ в данном направлении, в итоге 95% респондентов хотят, чтобы содержание и формы образовательной деятельности в ДОУ расширяли представления ребенка о разных профессиях.

В результате, родители убедились о необходимости организации ранней профориентации с детьми дошкольного возраста, стали целенаправленно развивать склонности и способности своего ребенка, стали активными участниками и партнерами в процессе ранней профориентации детей.

По итогам преобразования развивающей предметно-пространственной среды профориентационной направленности проведены следующие мероприятия. На территории ДОУ начата работа по созданию экологической тропы: в рамках акции «Покормите птиц зимой» при взаимодействии с родителями, подготовлены кормушки и скворечники для оформления «Птичьей столовой», оформлен развивающий стенд с информационными рубриками: «Это интересно», «Экологический календарь», «Из жизни животных», «Ребусы и головоломки». Расширена зона «Автогородка». В весенний период посажен и оформлен огород «Наша усадьба». В перспективе реализовать уже разработанный план-проект «Метеостанция на территории ДОУ».

В группах приобретены игровые модули: «Парикмахерская», «Автомастерская», костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Создан журнал «Дошкольный обозреватель» для педагогов и родителей по теме: «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ и семье», оформлен сборник сказок профориентационной направленности «Страна профессий», разработан электронный сборник «Моя будущая профессия» на основе детских размышлений. В перспективе создать мобильные мастерские, которые представляют собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.

Можно сделать вывод, что правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Использование игрового пространства позволяет индивидуализировать обучение, использовать полученные знания в практическом применении, корректировать и развивать игровой сюжет.

Далее, с целью изучения динамики уровня сформированности у детей положительного отношения к труду взрослых, знаний о профессиях взрослых нами был организован и проведен контрольный эксперимент. Выделенные нами показатели и уровни оценочной системы остались такими же, как и на констатирующем эксперименте.

Таким образом, дети стали больше называть профессий, в том числе не входящих в программу, например, промоутер, менеджер и др. Они могут уверенно рассуждать о содержании деятельности представителей большинства из названных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, называют орудия труда. Дети старшего дошкольного возраста с пониманием относятся к труду, стараются выразить свою точку зрения.

На контрольном этапе дети увереннее выражают предпочтение определенной группе профессий или конкретной профессии.

Обобщая результаты всех проведенных диагностических заданий, следует отметить, что после формирующего эксперимента дети на более высоком уровне проявляют отношение к человеку труда, его трудовым действиям, стремятся ориентироваться на взрослого как образца трудовой деятельности, начинают понимать, что они могут самостоятельно выполнять трудовые действия и добиваться результатов.

В результате, мы определили содержание организации профориентации детей в ДОУ, создали модель организации профориентации детей в дошкольной образовательной организации, которая помогла скоординировать действия педагогического коллектива; мероприятия, проводимые в рамках реализации данной модели обеспечили дошкольников и педагогов необходимыми формами, средствами и технологиями, а также позволили расширить работу с родителями и социальными партнерами по данному направлению.

Таким образом, полученные в ходе контрольного этапа данные, подтвердили гипотезу, заложенную в основу исследования – процесс организации ранней профориентации детей в системе дошкольного образования будет эффективен, если в ДОУ будет педагогическая и методическая деятельность осуществляться на основе принципов непрерывности, последовательности, личностно-ориентированного подхода ко всем участникам воспитательно-образовательного процесса; если будут созданы условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей, анализа их потребности и интересов; если будет разработана и апробирована модель по ранней профориентации детей в системе дошкольного образования, а также будет реализовываться системный контроль и корректировка профориентационной работы в ДОУ.

Перспективы дальнейшей деятельности связаны с усовершенствованием комплекса программно-методических мероприятий по ранней профориентации детей в ДОУ, путем расширения круга социальных партнеров.

По теме исследования опубликованы статьи:

  1. Сидельникова С.С. Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста / С.С. Сидельникова // Вестник дошкольного образования. Электронный журнал. г. Екатеринбург. – 2019. – №5(19). – С. 36–40 (Ссылка)
  2. Сидельникова С.С. Использование педагогических технологий в ранней профориентации дошкольников / С.С. Сидельникова // XI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Ребенок в современном образовательном пространстве» г. Шадринск. – 30 апреля 2020 г. (Ссылка)

Формирующий этап исследования (ссылка)

Журнал “Дошкольный обозреватель”. Тема выпуска “Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ и семье” (ссылка)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *