ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А всё дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Культура – это не врожденный инстинкт, а приобретённые знания и умения, доведённые до определённого мастерства, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

Вот как об этом пишет Михаил Зощенко:

«Подлинно культурный человек — это не только образованный человек. Культура — это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, — его нельзя назвать культурным человеком».

Слово «культурный» можно заменить словом «воспитанный». А глядя на детей, можно определить, какие у него родители, как и о чём они разговаривают в семье друг с другом.

Основы культурного воспитания закладываются в семье. Большую роль в этом играют родители, показывая пример культурного человека. А также огромная роль принадлежит книгам, музыке и искусству.

В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребёнка. В этом случае, как бы родители ни старались, в их стараниях будет много неискреннего и искусственного, ребёнок сразу это увидит и сразу поймёт, что это не такое уж важное дело. И, наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, где газета и книга составляют необходимую принадлежность быта, где вопросы театра и кино задевают всех за живое, там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нём.

Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопровождается некоторым планом, правильным методом и контролем. Культурное воспитание должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить.

Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания.

Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок.

Выбор сказки имеет большое значение. Прежде всего, нужно отбросить те сказки, в которых говорится о нечистой силе, о чёрте, бабе-яге, о лешем, водяном, русалке. Такие сказки можно предложить детям только в старшем возрасте, когда они уже хорошо вооружены против древней тёмной выдумки. Это вооружение позволит им увидеть в сказке только художественную выдумку, скрывающую за образами разных чудовищ вообще нечто враждебное и злое по отношению к человеку. В младшем же возрасте образы представителей нечистой силы могут быть восприняты ребёнком как реальные образы, могут направить воображение ребенка в сторону мрачной и пугающей мистики.

Очень важное значение для развития детского воображения и широких представлений о жизни имеет рассматривание иллюстраций.

Для этого не обязательно выбирать детские журналы, можно воспользоваться любым воспроизведением картины, или гравюры, или фотографии, если они по своему содержанию подходят. Обычно, рассматривая такие картинки, дети много спрашивают, интересуются подробностями, зависимостями, причинами. На эти вопросы всегда необходимо отвечать в такой форме, которая доступна пониманию ребёнка. Если при этом задаётся вопрос, на который действительно нельзя ответить, то нужно так и сказать: ты еще не поймёшь, подрастешь — узнаешь. Подобные ответы нисколько не вредны, они приучают ребенка даже в постановке вопросов соразмерять свои силы и обещают ему более интересное и серьёзное будущее.

Театр может стать вашим другом в воспитательном процессе.

В младшем возрасте можно допустить посещение детьми театра и кино только в исключительных случаях и на специальные пьесы, для таких детей предназначенные.

Детский театр — уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действе. Воспринимая игру как жизнь, ребёнок не делает различий между развлечениями и обычными действиями. Например, когда чистит зубы или кормит куклу, убирает игрушки или ведёт бой с саблезубым тигром, всё это он делает понарошку.

Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребёнок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает относительно ситуации.

Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. И такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость, могут исчезнуть бесследно, особенно, если просмотренные сюжеты не навязчиво обсуждаются в семье. Обсуждение просмотренного должно иметь характер свободной беседы, и будет лучше, если такая беседа возникает, как будто нечаянно, по поводу того или иного домашнего дела или сказанного кем-нибудь слова.

В решении проблемы нравственного воспитания детей, невозможно переоценить роль классической музыки.

Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний, и чтобы открыть для него окно в этот удивительный мир, нужно развивать музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, интерес к музыкальному искусству, иначе музыка не выполнит своей воспитательной роли.

Музыка – особый мир, в нём человеческие души разговаривают на языке эмоций, мыслей, чувств. Главное, чтобы прослушивание нашло отклик в детской душе. Первый опыт слушания ребёнок получает в семье. Лучше начать с небольших произведений, написанных специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, песни В. Шаинского. Постарайтесь сделать прослушивания постоянным занятием, и ребёнку это станет интересно, появится желание слушать, а значит и слышать, думать, понимать, чувствовать, представлять. Побеседуйте с вашим малышом о прослушанном произведении, его названии, предложите передать свои воображения красками на бумаге. Всё это разнообразит детские впечатления, обогатит их жизнь, расширит кругозор.

Встреча с музыкой – это встреча с прекрасным. Учите слушать музыку, наслаждаться её красотой. От нас взрослых  зависит  что унесут наши дети из своего детства. Пусть это будет радость и богатство души. Приобщайте детей к миру искусства, к миру прекрасного, и они вырастут чуткими, воспитанными и образованными.

Муз. руководитель
Толмачева О. И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *