Преодоление трудностей в обучении детей чтению

Занятие для родителей

Повестка дня:

  1. Посещение открытого занятия по обучению грамоте.
  2. Практикум.
  3. Самоанализ обучения детей чтению в семье родителями.
  4. Вступительное слово педагога «Почему у ребенка возникают трудности с чтением и письмом?».
  5. Знакомство с целями и задачами занятий по обучению грамоте.
  6. Практические минутки «Звуковой анализ слов».
  7. Круглый стол «Как я занимаюсь с ребенком дома?».
  8. Практические советы «Как правильно заниматься подготовкой к обучению грамоте дома?».

 

Ход занятия

1. Самоанализ обучения детей чтению в семье родителями.

– Обдумайте, пожалуйста, вопросы:

1) Целенаправленно ли Вы учите ребенка читать?

2) Проявляет ли ребенок интерес к буквам?

3) Просит ли ребенок почитать книги?

4) Занимаетесь ли вы звуковым анализом слов?

– Если на все вопросы Вы можете уверенно сказать «да», то положите на стол красную фишку, если не всегда – желтую, если «нет» – синюю.

2. Вступительное слово педагога «Почему у ребенка возникают трудности с чтением и письмом».

– Когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями. Одни стремятся начать это обучение как можно раньше и карточки со словами или буквами прикрепляют к колыбели рядом с погремушкой. Другие уверены, что обучение грамоте следует отложить до школы. Одни полагают, что начинать надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам. Другие советуют: лишь тогда, когда ребенок научился выговаривать звуки. Третьи настойчиво рекомендуют предоставить дело обучения специалистам – школьным учителям, потому что родители учат неправильно, а учителю придется переучивать.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта: теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решать ее лучше до школы. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи. Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Если ваш ребенок имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарный запас, строит фразы, которые пестрят аграмматизмами (например, ребенок не изменяет слова по падежам), следует позаниматься со специалистом – логопедом. Если все эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква – это знак звука. Нет смысла вводить буквы до знакомства с самими звуками. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ, добуквенный этап обучения грамоте, занимает у родителей много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить, ведь от буквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

3. Знакомство с целями и задачами занятий по обучению грамоте.

– Обучение грамоте в подготовительной к школе группе приобретает самостоятельное значение, занятие проводится один раз в неделю.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова. В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук», практически учат употреблять и понимать эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старших группах учат производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.

Для проведения звукового анализа нужна картинка-схема звукового состава слова. Она состоит из последовательного ряда клеток, соответствующего количеству звуков; на ней изображен предмет, название которого предлагается для звукового анализа. Картинка помогает ребенку не забыть, какое слово он разбирает, а схема – определить количество звуков в нем.

Мы объясняем  детям, что звуки звучат по-разному: гласные звуки легко произносятся, не встречая во рту никаких преград. Их обозначим красными фишками. При произнесении согласных звуков встречаются преграды: губы, язык, зубы. Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Мягкие обозначим зелеными фишками, твердые – синими.

Подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.

4. Практические минутки «Звуковой анализ слов».

– Сегодня мы вместе с вами сделаем звуковой анализ слов: «слон», «школа».

5. Круглый стол «Как я занимаюсь с ребенком дома?».

Обмен опытом родителей.

6. Практические советы «Как правильно заниматься подготовкой к обучению грамоте дома?».

Упражнения для детей:

1) Скажи слово и послушай себя.

Попросить ребенка произнести вслух слово, которое он будет разбирать, – это значит помочь ему осознать объект предстоящего анализа. При этом следите за тем, чтобы ребенок произносил слово в соответствии с нормами литературного языка (хле[п]).

2) Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй.

После того как ребенок назвал нужный звук, не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: указывает, гласный или согласный, какой именно согласный (твердый или мягкий).

3) Обозначь выделенный звук условным значком.

Без материализации звуковой формы слова в схеме дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно им продолжить разбор или он уже закончился.

4) Проверь, все ли звуки слова уже выделены. Прочитай свою запись.

Называя последовательно найденный звук за звуком, ребенок осуществляет аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя указкой вдоль составляемой схемы и «пропевая» звук за звуком, он реально «читает» еще до знакомства с буквами. При этом «нанизывание» звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

5) Найди ударный слог.

Учитывая трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, взрослый формирует у ребенка при звуковом разборе умение самостоятельно определить ударный гласный. Выделение ударного слога возможно только при том условии, что слово произносится целиком, так как при произношении слова по слогам все слоги становятся равноударными, или, точнее, безударными.

6) Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам.

Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова, чтобы убедиться в правильности выполненной работы.

Сформированный способ слогоделения поможет ребенку на начальных этапах чтения.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *