Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук.

***

Материал: пробки от флаконов.
Действия:

  •  прокатывать пробки между ладонями, по столу;
  •  пробками подхватывать и переносить мелкие предметы из одной корзины в другую;
  •  разные по размеру пробки вкладывать одну в другую;
  •  составлять из них башенку;
  •  подбирать пробки к флаконам по размеру.
***

Материал: разноцветные резинки.
Действия:

  • натягивать резинки на различные предметы;
  • подвешивать к резинкам грузики разной тяжести; смотреть, как они растягиваются;
  • прокатывать резинки между ладошками.
***

Материал: футляры от «киндер-сюрпризов».
Действия:

  • открывать и закрывать футляры;
  • составлять пирамидку из половинок футляров;
  • дуть на футляр, загоняя его в воротца;
  • находить по звуку футляр с предметом внутри;
  • вращать половинку футляра на пальце, на палочке.
***

Материал: «волшебные» баночки (крупа, семена).
Действия:

  •  описывать сходство различных семян;
  •  разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль;
  •  выкладывать бусы из разных семян;
  •  составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу

И с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

***

Материал: пластмассовые решетки.
Действия:

  •  продевать в отверстия и переплетать шнурки, нитки, бумажные ленты;
  •  рассматривать предметы через отверстия в решетке;
  •  обводить карандашом;
  •  через отверстия делать на бумаге разноцветные пятна пальцем;
  •  продевать в дырочки решетки свернутую трубочкой бумагу.
***

Материал: шарики разного цвета и материала, грецкие орехи.
Действия:

  • вертеть в руках;
  • щелкать пальцами;
  •  направлять в специальные желобки и лунки;
  •  катать два ореха между ладонями;
  •  удерживать несколько орехов (шариков) между растопыренными пальцами;
  •  прокатывать шарики по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
  •  удерживать шарики (орех) одним согнутым пальцем.

Научился два ореха

Между пальцами держать,

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

***

Материал: проволока.
Действия:

  •  наматывать проволоку на палочки (кисточку, карандаш);
  •  из полученной спирали делать различные предметы;
  •  изготовить по карточке линии (волнистые, ломаные) различной конфигурации;
  •  изготовить линию по словесной инструкции («сделай волну», «попробуй сделать горы разной высоты»);
  •  по предметным картинкам делать контур предмета.
***

Материал: пустые деревянные катушки.
Действия:

  • нанизывать катушки на проволоку, веревку;
  • рассматривать предметы сквозь отверстия в катушке;
  • прокатывать катушки на палочке, катать по столу;
  • составлять пирамидку из катушек.
***

Материал: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Действия:

рисовать, писать на подносе тонкими палочками, пальчиками:

  • кривые, ломаные линии;
  • завитки, узоры, орнаменты;
  • геометрические фигуры;
  • цифры, слова;
  • сложные картинки.
***

Материал: четки.
Действия:

  • перебирать четки (бусы);
  • считать четки (в прямом и обратном порядке).
***

Материал: штампы.
Действия (работа со штампами проводится в несколько этапов):

  • ребенок использует один штамп;
  • использует 2–3 штампа разного вида попеременно;
  • пользуется двумя штампами одновременно.

В одной руке держит штамп одного вида, в другой – штамп другого вида. Для поддержания интереса детей к работе со штампами рекомендуется сопровождать упражнения несложным сюжетом, создавать игровую ситуацию.

***

Материал: карандаши.
Действия:

  • вращать карандаш между ладонями, перемещая его от основания ладони к кончикам пальцев;
  • удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
  • обводить карандашом пальцы рук;
  • «укалывать» карандашом пальцы и ладошки;
  • пропускать карандаш между одним и 2–3 пальцами.
***

Материал: кусочки разной ткани и материала.
Действия «Потрогай, пощупай, сообрази»:

  • с закрытыми глазами определить ткань на ощупь;
  • потрогать, погладить материал и сказать, что он напоминает;
  • подумать и сказать, что можно сшить, сделать из этого материала.
***

Материал: шнурки.

На глазах слезинки,

Вновь свои ботинки

Шнуровать не может

Маленький Сережа.

Ты не плачь, Сережа,

Шнур тебе поможет.

Пальчики шнуровка

Развивает ловко.

Действия:

  •  разместить шнуровку зигзагом на столе и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  •  предложить «прошагать» по лесенке из шнурка;
  •  «запутать» два пальчика ребенка в шнурке и предложить распутать;
  •  учить «плести» из шнурка узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца. Затем обводится снизу по безымянному, сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой и обратно – в противоположной последовательности;
  •  нанизывать на шнурок разные фигурки с дырочкой посредине;
  •  шнуровать игрушечную обувь, одежду (можно вырезать
    из картона);
  •  плести косички.

Для своей сестрички

Я плету косички

Из шнура и из тесьмы,

С нею очень дружим мы.

***

Материал: «волшебный» мешочек.
Действия:

  • достать из мешочка такую же игрушку;
  •  достать металлический (резиновый, бумажный, деревянный) предмет;
  • достать круглый (квадратный) предмет;
  • узнать, что лежит в мешочке.
***

Материал: замки с застежками.
Действия:

  • застегивать (расстегивать) пуговицы, ремешки, «липучки»;
  • завязывать (развязывать) банты, шнурки;
  • застегивать крючки.
***

Материал: «Осьминог».
Действия:

  • осьминог двигается: ходит, ритмично прыгает вправо, влево, вперед, назад;
  • щупальца перебирают пальчиками, катают в ладошках.
***

Материал: пуговицы.

Для подружки-барсучихи,

Всеми признанной портнихи,

Зайка пуговиц собрал,

Их на нитку нанизал.

Понесет подарок свой

Барсучихе дорогой.

Действия:

  • навести порядок в шкатулке (самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую);
  • выложить из пуговиц красивый узор, фигуры, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинка;
  • нанизывать пуговицы на проволочки или нити, вдевая их то в одну дырочку, то в две;
  • извлекать звуки из связки пуговиц;
  • выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуговицы (или все пуговицы с «ушками»);
  • держать нить за два конца и прокатывать пуговицу;
  • в две одинаковые коробочки разложить крупные и мелкие пуговицы и, закрыв глаза, на слух определять, какие пуговицы где лежат;
  • разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек;
  • считать пуговицы на ощупь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *