Влияние колыбельных песен на развитие детей дошкольного возраста.

«Баюшки-баю…  Баю, милую, баю, славную, баю дитятку».

Сколько нежности в пении, обращённом к ребёнку. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту, а это частица фольклора.

Фольклор в переводе с английского означает «народное знание». Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке.

Мелодия – это «душа» музыки.

Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребёнка.

Через колыбельную ребёнок получает первые представления об окружающих предметах, животных, птицах. Но самое важное воспитательное влияние на ребёнка оказывают сама материнская нежность, любовь, составляющие стихию колыбельных.

Название колыбельных песен произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). У детей очень рано проявляется интерес как к активным, так и пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. Мать обучала правильно «байкать» дочерей, играющих с куклами. Народные колыбельные существуют с древности. В русской колыбельной часто встречаются слова «баю-баюшки», «люли, люлюшки». Иногда мать напевает ребёнку без слов, импровизируя мелодию на ходу.

Колыбельные следуют одна за другой, скреплённые припевом убаюкивающих слов. В них часто наблюдается стремление повернуть к ребёнку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи:

         «Будешь в золоте ходить,

                        Чисто серебро носить».

Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:                                         

                       «Ворота-то скрип-скрип,                 

А Коленька спит-спит».      

Исследователи  фольклора (П. Шейн, В. Аникин) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам.

                   «Спи по ночам, расти по часам!»

«Ты спи, усни, угомон тебя возьми!»

Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песне звучала и тревога матери за сына, которому предстоит воинские подвиги. Иногда мать запугивала плачущего ребёнка страшным букой, стариком, волчком, чтобы овладеть его вниманием.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них.

Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то теряем для себя и детей. Колыбельные — широкий пласт народного искусства. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребёнка.

Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, и с их помощью он овладевает речью.

     Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш воспринимает отношение к матери, к жизни, её переживаниям, вбирает первые, нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих  чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.

     Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребёнок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать простейшим чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребёнком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

     В детском саду колыбельные песни  звучат на занятиях, в повседневной жизни, на тематических беседах-концертах. Некоторые колыбельные песни дети могут петь сами, используя в своих играх. Основное время дети проводят с воспитателем, поэтому именно он может ввести в их жизнь народные колыбельные песни. Одни песни воспитатель напевает сам, другие разучивает с детьми или повторяет колыбельные, выученные на музыкальных занятиях, побуждая детей использовать знакомые песни в играх. Всё это стимулирует самостоятельные творческие проявления детей.

Если дети слышат и поют  колыбельные песни, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *